Вход в систему

Логин:
Пароль:
Регистрация

Вспомнить пароль

Первые, но непризнанные.

У.Черчилль в свое время очень точно подметил, что «потенциал страны определяется количеством новых идей в головах ее людей». Это верно, но лишь наполовину. Потому что любая инновация, которая двигает страну вперед, есть не просто идея, но идея, внедренная в практику. В России с первым всегда дела обстояли лучше, чем со вторым.

Мы знаем – и это знание подтверждено историческими фактами – что смелых передовых идей российские умы рождали предостаточно во все времена. Но дальнейшая судьба большинства отечественных изобретений была незавидной: общество их предпочло не заметить, отнестись как к чему-то фантастическому и недостойному внимания. А в дальнейшем тратить деньги на покупку зарубежных аналогов, зачастую – гораздо худшего качества.

 Леонтий Шамшуренков и «Самобеглая коляска»

Кому первому пришла в голову здравая мысль о том, что для приведения в движение повозки вовсе не обязательно ее тащить или толкать – достаточно лишь вращать колеса, сидя в самой повозке? Есть все основания думать, что таким гением был Леонтий Лукьянович Шамшуренков, живший в первой половине XVIII века. Еще в 1741 г. Он предложил идею автомобиля.

Над своим устройством Леонтий Шамшуренков работал в тюрьме, куда он попал за выступления против казнокрадства и произвола чиновников и купцов. Из тюрьмы он и послал в Нижегородскую губернскую канцелярию свою «челобитную», где писал, что может сделать такую коляску, которая «будет бегать без лошади».

К необычной челобитной отнеслись с недоверием. Только через одиннадцать лет чиновники из Петербурга затребовали изобретателя в столицу и предложили построить невиданную доселе конструкцию. Шамшуренков трудился пять месяцев. Прообраз первого автомобиля был представлен в Петербурге 1 ноября 1752 года. Это было транспортное средство, двигавшееся благодаря мускульной силе двух человек и развивавшее скорость до 15 км/ ч.

Но дальше презентации дело не пошло. Из-за косности чиновников, не давших талантливому изобретателю возможности продолжить работу, создателем автомобиля считается немецкий инженер Карл Бенц, запатентовавший свое изобретение в 1886 году.

«Водоход» Ивана Кулибина

Иван Кулибин в конце XVIII века построил первый в мире паровой «водоход» (пароход), который мог бы заменить бурлаков, тянувших против течения тяжелые баржи. Первые испытания созданной машины проводили на Неве. Работая двумя гребными колесами, смонтированными на одном валу, самодвижущееся судно могло идти против течения. За рубежом в то время подобных механизмов ещё не знали.

 В 1804 году на Волге состоялся пуск второго водохода Кулибина. На испытании присутствовали крупные правительственные чиновники. Комиссия признала судно «обещающим великие выгоды государству». Казалось бы, Кулибин сможет осуществить свою мечту о постройке судна с паровым двигателем.

Но слова авторитетной комиссии так и остались словами. Не поддержали изобретателя и купцы-судовладельцы – им выгоднее было держать бурлаков, труд которых стоил гроши. Чертежи кулибинского судна затерялись в министерских канцеляриях, а сам пароход вскоре был продан на слом.

Впервые паровую машину для движения судна применил американский изобретатель. Р.Фултон. в 1807 г. – через три года после второго кулибинского водохода – он построил деревянный речной пароход «Клермонт» и успешно провел испытания.

Первый зерноуборочный комбайн

Летом 1868 г. Русский агроном Андрей Романович Власенко демонстрировал на полях Тверской губернии свою «зерноуборку на корню» - прообраз современного комбайна. Изобретателю выдали патент и решили начать фабричное производство этой машины. Но российское правительство не выделило для этой цели ни рубля.

Спустя одиннадцать лет, в 1879 г., подобная машина появилась в Америке, на полях одного из южных штатов.

Ее конструкция значительно уступала конструкции русской машины, была очень громоздкой и неуклюжей. Эту жнейку-молотилку, названную комбайном, тащили 24 мула, а обслуживали семь рабочих. Комбайн был весьма несовершенным, терял много зерна. И тем не менее царские чиновники склонны были отдавать ему предпочтение и не вспоминать об отечественном изобретении.

Русская лампочка

Человечество обязано России и изобретением прибора освещения – электрической лампочки накаливания. Ее создателем был выдающийся русский электротехник Александр Николаевич Лодыгин.

Начало его изобретательской деятельности было посвящено проектированию летательных аппаратов. Проект одного из них напоминает современный геликоптер. Длительная работа по электрооборудованию летательного аппарата привела Лодыгина к изобретению лампочки накаливания. В ней ток накаливал тонкий угольный стержень, помещенный в стеклянный колпак.

Первая такая лампа горелка недолго – всего 30 – 40 минут. Усовершенствовав  ее, в частности, выкачав воздух из колпака, Лодыгин увеличил продолжительность горения лампы до 700-1000 часов.

За это изобретение Петербургская академия наук в 1874 году присудила Лодыгину Ломоносовскую премию.

Выдающийся изобретатель намеревался продолжать работу по усовершенствованию  своей лампы. Но отсутствие хорошо оборудованной лаборатории, а главное – средств, не дало  ему возможности проводить дальнейшие исследования. А тем временем образцы его лампы попали в Америку и заинтересовали известного изобретателя Томаса Эдисона, который вошел в историю науки тем, что мастерски доводил до ума и внедрял в производство и жизнь изобретения других. Эдисон приступил к совершенствованию элементов лампы, и в 1879 г. выпустил собственную вакуумную лампу с угольной нитью.

В результате на сорокалетие лампы накаливания, когда коллегии чествовали А.Н. Лодыгина как первопроходца, зал Российского технического общества освещался светом лампочек с иностранными клеймами…

Самолет Можайского    

Исторические документы неопровержимо доказывают, что первый в мире самолет был создан в России Александром Федоровичем Можайским. 3 ноября 1881 г. он получил первый в мире патент на самолет, построенный в сентябре 1876 г. – на двадцать лет раньше братьев Райт, которым незаслуженно приписывается это изобретение.

20 июля 1882 г. на военном поле в Красном селе собрались представители военного ведомства и Русского технического общества. Самому Можайскому, которому в то время было уже 57 лет, лететь не разрешили. Испытание самолета было доверено помощнику Можайского – механику И.Н. Голубеву.

Самолет, набрав в конце разбега необходимую скорость, поднялся в воздух и, пролетев некоторое расстояние по прямой, сел. Правда, повредив крыло.

Можайский остался доволен результатами испытания, так как впервые была практически доказана возможность полета человека на аппарате тяжелее воздуха. Казалось, теперь обеспечены всеобщее признание и поддержка со стороны правительства.

Однако на деле получилось совсем иное. Изобретение А.Ф. Можайского было объявлено военной тайной, и строжайше запрещалось писать что – либо о самолете. Никакой помощи изобретателю не оказывалось. Царские чиновники и иностранцы на русской службе сделали все для того, чтобы не только успехи русского изобретателя, но и его имя были забыты.

Гусеничный «Самоход» Федора Блинова

Гусеничный ход – изобретение столь же великое и фундаментальное, как и колесо. Но если имя создателя колеса затеряно в глубине веков, то изобретатель гусеницы, от которой пошли тракторы и танки, известен. Это русский крестьянин Федор Абрамович Блинов.

Сначала он изобретает «вагон» на гусеничном ходу – по существу, первый гусеничный прицеп. Затем Блинов приступает к строительству «самохода» - трактора на гусеницах. В 1888 году первый образец «самохода» был изготовлен. Он имел устройство, аналогичное «вагону», но двигался не на конной тяге, а на паровом ходу: котел приводил в движение две паровые машины мощностью 10-12 лошадиных сил при 40 оборотах в минуту. Машина развивала скорость до трех верст в час и имела тяговое усилие 1100-1200 кг. Этого было достаточно для работы с несколькими плугами.

Свой «самоход» Блинов дважды выставлял на русских промышленных выставках: Саратовской (1889 г.) и Нижегородской (1896 г.). Изобретатель надеялся, что демонстрация принесет «самоходу» официальное признание. Но этого не произошло.

- Не поняли меня купцы, - говорил после нижегородской выставки Блинов своему помощнику. – А ты доживешь, увидишь, какое значение будут иметь «самоходы» для русских людей.

Иностранцы поняли лучше. Там же, на выставке, Блинов получил предложение одной немецкой фирмы продать «самоход» за хорошие деньги. Предполагалось организовать широкий выпуск. Федор Абрамович, испытывавший к тому времени серьезные денежные затруднения, тем не менее, предложения не принял, мотивировав свое решение так: «Я русский мужик, думал и делал для России».

Через восемь лет после этого случая, в 1904 г., Бенджамин Холт представил первый американский паровой трактор на самодвижущихся гусеницах. Событие привело к рождению компании «Caterpillar»  (в переводе с английского – «гусеница»), которая уже в 1913 г. начала свое победное шествие по России: американские модели стали прототипами первых отечественных серийных тракторов.

Кто придумал телевидение?

В 1911 г. профессор Петербургского Технологического университета Борис Львович Розинг первым в мире продемонстрировал на стеклянном экране электронно-лучевой трубки телевизионное изображение.

Еще в 1907 году Розинг предложил (и запатентовал в России и за границей) идею, которая без принципиальных изменений сохранена в действующих и сейчас телевизорах. Он первым решил использовать электронику, которую назвал «электрической телескопией», для передачи движущегося изображения на расстояние.

Чуть раньше Розинга подал заявку на свое изобретение ученый О.А. Адамян. Но он не придал особого значения обстоятельству, что в его устройстве использовалась электронная трубка: главным для него была возможность передавать цветное изображение. А на втором варианте своего устройства (1925 год) Адамян вообще отказался от применения электроники и создал систему, основанную полностью на механическом принципе развертки цветного изображения. И только Розинг более четверти века отстаивал идеи электронного телевидения.

Для первых «телепередач» использовались простейшие сюжеты (решетка, крест, кисть руки). И Адамян, и Розинг, применяя устройства для передачи движущегося изображения, с их помощью могли демонстрировать лишь рисованные картинки, не говоря уже о качестве изображения. Время электронного телевидения наступило лишь несколько десятилетий спустя, его осуществили на практике другие ученые и изобретатели, многие из которых были учениками профессора Розинга.

Но сам ученый уже не смог участвовать в этих поисках. В 1913 году, в период репрессий против интеллигенции, Розинг был арестован и сослан в Архангельск. 20 апреля 1933 г. Борис Львович скончался от кровоизлияния в мозг.

Проект «APOLLO»: разработано в России   

По сей день ведется немало споров на тему «А были ли американцы на Луне?». Но вряд ли кто знает, что самая выгодная траектория полета на спутник земли была рассчитана еще в 1920-е годы… российским изобретателем – самоучкой. Именно эти расчеты легли в основу так называемых лунных экспедиций американских космонавтов.

Александр Игнатьевич Шаргей (впоследствии  - Юрий Васильевич Кондратюк) родился в 1897 году в Полтаве. Уже в старших классах гимназии он увлекся проблемой межпланетных перелетов, а через несколько лет закончил рукописную работу, посвященную этим вопросам: «Тем, кто будет читать, чтобы строить» (1918-1919 гг.). В этой работе он, независимо от Циолковского, оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты, привел схему и описание четырехступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и другим расположением форсунок окислителя и горючего, параболоидального сопла и многого другого. Им было предложено: использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива; при полетах к другим планетам выводить корабль на орбиту его искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить небольшой взлетно-посадочный корабль (это предложение также было реализовано в американской программе «Apollo»); использовать гравитационное поле встречных небесных тел для доразгона или торможения космических аппаратов при полете в Солнечной системе (пертурбационный маневр). В этой же работе рассматривалась возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов, а также возможность размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли.

В 1929 году ученый издал в Новосибирске на собственные средства тиражом 2000 экземпляров книгу «Завоевание межпланетных пространств». В книге было предложено использовать для снабжения спутников на околоземной орбите ракетно-артиллерийские  системы (это предложение сегодня реализовано в виде отечественной транспортной системы «Прогресс»). Кроме того, в работе были исследованы вопросы тепловой защиты космических аппаратов при их движении в атмосфере.

Любопытен тот факт, что в предисловии к книге автор написал, что предложенные им технические решения могут быть реализованы уже на достигнутом уровне развития техники, особенно американцами. Но пришлось ждать еще несколько десятилетий, чтобы все предложения постепенно нашли свое применение в ракетостроении и космонавтике СССР и США.

Кстати, и компьютер – тоже…

Немногие  знают и тот факт, что идея персональных компьютеров целиком и полностью принадлежит русскому – Арсению Горохову.

Первый в мире персональный компьютер был изобретен не американской фирмой «Эппл компьютерз», и не в 1975 году, а в СССР в 1968 году советским конструктором из Омска Арсением Анатольевичем Гороховым (род. 1935 г.). В авторском свидетельстве №383005 подробно описан «программирующий прибор», как его тогда назвал изобретатель.

Но на промышленный образец денег не дали, а изобретателя попросили немного подождать. Он и подождал, пока в очередной раз за рубежом не изобрели отечественный «велосипед».

Одновременно с «персоналкой» Горохов разработал и графопостроитель – плоттер (который официально – тоже чужое изобретение).

журнал "Контекст" №4, 2009

 

   

 

 

      

 

© 2016 Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр социальных технологий"