Вход в систему

Логин:
Пароль:
Регистрация

Вспомнить пароль

Сочинение: муки творчества или тонкий расчет

Что есть сочинение в понятии современного школьника? Как ни прискорбно, многие сегодня думают, что это краткий пересказ ключевых сцен произведения и упоминание мыслей критиков, уже пострадавших над собственными глубоко литературными трудами. А как вообще пишется сочинение?

Учитель скажет, что для написания сочинения нужно выработать свое отношение к вопросу, поставленному в теме для творческой работы. И будет прав. Но разве не прав будет школьник, думающий, что для сочинения достаточно всего лишь выбрать готовую точку зрения? Трудно поспорить с таким мнением, ведь бывает так, что свое мнение, отличающееся от стандартного взгляда, не встречает одобрения. Например, что если написать про героя романа Тургенева «Отцы и дети» - Базарова, что он всего лишь измученный самомнением бездельник, предпочитающий заниматься нигилизмом, чтобы не примыкать к более деятельным и влиятельным течениям? Такое сочинение, безусловно, содержит собственную точку зрения, но ведь она отрицает всю духовную глубину переживаний героя романа. Таким образом, герой встает в один ряд с бездеятельными персонажами, лишенными внутренних противоречий. Уже не то, даже при безупречной грамотности, такое сочинение не встретит однозначной оценки. Каждый учитель, который проверяет сочинения учеников, всегда сравнивает мнение автора сочинения с общепринятой и своей теорией. Сказать что-то принципиально новое в этой сфере ученику будет невероятно сложно. Это не новости образования, не описание неординарных событий или собственной жизни, и претензия на индивидуальность в сочинении распространяется скорее на стиль изложения и грамотность, умение владеть словом и приемами письменного красноречия.

Но этот спорный вопрос можно оставить в стороне, если принять во внимание тот факт, что главное в сочинении – адекватное содержание, а уж к какой точке зрения примкнет ученик дело третье. Итак, как оно пишется, сочинение по литературе? Во многом успешное сочинение создается по законам создания эффективного журналистского текста. Ведь от школьника требуется уложиться в максимально четкую структуру мини-исследования собственных мыслей по заданной тематике. Схема выглядит примерно так:


Эмоциально-окрашенное и емкое вступление – эпиграф, обозначающий точку зрения автора.
Краткое вступление, объясняющее смысл выбранной темы, ее актуальность и основную позицию автора.
Разработка рабочей гипотезы автора, включающая доказательства в пользу гипотезы, примеры из текста, цитаты, мнения критиков.
Собственный блок автора – полностью уникальный текст, основанный не преподнесении своей точки зрения, отличающейся или подтверждающей мнения, приведенные ранее.
Краткое заключение, украшенное эмоциональными сравнениями, эпитетами, крылатыми выражениями и прочим. 

По такой схеме, любое готовое сочинение или несколько готовых работ по теме, легко переделываются в оригинальный вариант, к которому уже невозможно придаться по поводу не соответствия содержания и направления темы.

А что же насчет оригинальности мыслей? Сочинение, изложение, реферат и даже курсовая могут не претендовать на уникальность, достаточно зерна собственного отношения автора. Так что если великие мысли не роятся в голове – нет повода для расстройства. Пишите грамотно и по теме.

© 2016 Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр социальных технологий"