Вход в систему

Логин:
Пароль:
Регистрация

Вспомнить пароль

Портфолио школьника - траектория успеха.

Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» в 2014 году выпустили «Атлас новых профессий». Среди многих интересных специальностей, которые могут появиться в обозримом будущем -  эксперт по «образу будущего» ребенка.

В наше время задача «эксперта», в зависимости от окружения ребенка, распределена между родителями, педагогами, психологами, специалистами по профориентации. Один из способов, которым они пользуются для фиксации особенностей, результатов развивающейся  личности - ведение портфолио.

И если портфолио, например, готового специалиста ставит задачу продемонстрировать уровень мастерства, то основная цель ведения портфолио школьника - оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность. К 9-11 классу портфолио может стать источником информации для того, чтобы старшеклассник, видя свои достижения, понимая сильные стороны, мог определить перспективное направление развития собственных интересов и получения профессии.

 

С какого возраста можно начинать вести Портфолио?

Портфолио можно вести с дошкольного возраста, просто размещая в папочке или коробке «особенные» работы ребенка. Особенные с точки зрения достижения в чем-либо, значимости события. В начальных классах портфолио становится более структурированным, в старших классах собираемые материалы уже подвергаются осмысливанию, рефлексии.

Проводя различные детские творческие конкурсы, я встречала детей, которые достаточно активны и результативны в своей учебной и внеучебной деятельности. К маме одного такого школьника я обратилась с вопросом о том, как они ведут  портфолио и что им это дает. «Сын часто просматривает папку и сравнивает свои результаты. Он учится на пятерки, но заметил, что его результаты не такие хорошие, как были в прошлом году».

В этом случае ведение портфолио способствует проявлению практики самоанализа, очень значимой для оценки своих способностей в будущем. Е.А. Климов считал, что в возрасте от 6 - 8 до 11-12 лет у детей интенсивно закладываются и развиваются функции самоконтроля и самоорганизации.

Умение объективно оценивать свои способности особенно пригодится тогда, когда придется выбирать профессиональную стезю.

 

Что может входить в портфолио школьника?

Выдающиеся работы, грамоты, отзывы педагогов и экспертов, результаты тестов, идеи, на финальном этапе даже информационные справки о потенциально перспективной отрасли в регионе. Знание и понимание особенностей своего родного края позволит подростку увидеть свое место в экономике родного региона.

В некоторых вариантах портфолио школьника есть такие разделы, как «Семья», «Друзья», «Прочитанные книги» и т.д, но при этом важно помнить, что, конечно же такие темы достойны  и отдельных альбомов, но в контексте портфолио они все-таки должны работать на определенную задачу.

 

Кто может оказывать содействие в заполнении портфолио?

Родители, классный руководитель, педагоги (в т.ч. дополнительного образования), тренеры, репетиторы, и т.д - все те, кто так или иначе соприкасается с подрастающей личностью и способен квалифицированно заметить ее особенности.

Дети, которых выпускают наши школы, умеют решать задачи с простым ответом. И многие отучены думать, что в задачах могут быть разные решения. Но ведь будущим работодателям не нужен багаж освоенных и неосвоенных дефиниций, им нужны решения, комментарии, компетенции и генерирование нового. Например, если в Хабаровском крае не учат на палеонтологов и археологов, то это не значит, что бессмысленно мечтать об этой профессиональной стезе. К интересному делу можно прийти через смежные профессии, через дистанционное образование или образование в другом регионе. Но эти возможности надо научиться видеть. И желательно не в ускоренно-стрессовом режиме, как это происходит у подавляющей массы старшеклассников. Иначе динозавры так и останутся нераскопанными, а петроглифы нерасшифрованными.  Исследования показывают, что   имеет значение, не только то, каким образом подросток проводит свое время (участвует ли в деятельности общественных организаций, посещает ли учреждения дополнительного образования), но еще и понимание ценности полученного опыта, умение его применить. Иначе важные достижения могут остаться «вехами» школьной жизни вместо того, чтобы стать аргументами в пользу какого-либо (желательно интересного и подходящего) профессионального будущего. Т.е. осознанное принятие решений о будущей сфере деятельности - это генерирование решения на основе собранной фактуры своих результатов и возможностей.

 

Таким образом, реальная ценность портфолио значительно вырастает в случае владения «механизмом конвертации» полученного опыта в опорные точки, необходимые для профессионального самоопределения. В идеале портфолио ученика может перерасти в рефлексивный дневник выпускника и специалиста. В случае, если такой документ будет включать «региональный компонент», выбирать свой профессиональный путь, юноша или девушка будут с учетом потенциала и перспективы своего родного региона.


Где узнать больше:
1.    Учебно-методическое пособие «Личностное портфолио старшеклассника» под редакцией З.М. Молчанова, А.А. Тимченко.
Представлено в  виде персонального дневника. У авторов есть четкая цель - рефлексивный анализ изменений на этапе перехода из школьного детства во взрослость. Предложенные тексты, формы и т.п. касаются: укрепления индивидуальных ресурсов, усиления лидерской позиции  как основы будущей сферы профессиональной деятельности,  фокусировки активности на обеспечение будущей жизненной успешности.
2.    Формирование портфолио как средства саморазвития и самоорганизации личности обучающихся учреждений профессионального образования/ сост. А.Ю. Сергач. Хабаровск: КГБОУ ДПО ХКИППКСПО. 2013
 «Хабаровским краевым институтом переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования» разработаны рекомендации для создания портфолио обучающихся в учреждениях профессионального образования. В них рассматриваются цели формирования портфолио, его структура, со¬держание, система действий по организации работы над портфолио. Пособие рекомендовано для обучающихся и выпускников, а также педагогических работников учреждений профессионального образования, занимающихся вопросами трудоустройства.

Степко М.В.

Статья опубликована в журнале для родителей "Цветы жизни" №29, 2014

© 2016 Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр социальных технологий"