Вход в систему

Логин:
Пароль:
Регистрация

Вспомнить пароль

Учитель

Учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) - личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс школы; человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная функция и назначение педагога в обществе. Содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, педагоги непосредственно влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

Профессиональные  характеристики:

Практически во всех перечисленных областях учитель, преподаватель должен иметь знания и навыки: педагогические, технические, компьютерные, языковые, управленческие, экономические, юридические, психологические, медицинские, математические, научные, художественные, музыкальные, артистические, спортивные, специальные.

Выполняемые трудовые операции:

Физические : Управление техническими средствами их техническое обслуживание.
Умственные: прием и передача сигналов, кодирование и декодирование, наблюдение и слежение, проверка, испытание и измерение, запись и регистрация, вычисления и расчеты, диагностика и прогнозирование, экспертиза, исследования и эксперименты,  анализ проблем, стандартизация. Планирование и  регулирование,  оформление документов.
Социальные: Сообщение и информирование,  демонстрирование,  обучение, инструктирование и тренировка,  воспитание,  мотивирование,  оценивание,  поощрение и наказание,  руководство, управление людьми. Выполнение распоряжений,  инспектирование,  консультирование. Поддержка, забота и помощь,  защита и охрана, выступления, переговоры, опросы.
Коммерческие: Коммуникации (взаимодействия) с клиентами , управление процессами предприятия, учет и планирование предприятия, логистика.

Должностные обязанности специалиста:
Учитель:
1.    Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета.
2.    Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ.
3.    Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения.
4.    Реализует образовательные программы.
5.    Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
6.    В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся (воспитанников), направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учетом специфики преподаваемого предмета.
7.    Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка.
8.    Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
9.     Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
10.    Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
11.    Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
12.    Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Специализации:
1.    Предметы  гуманитарного и эстетического  цикла:
 Учитель русского языка и литературы,  учитель иностранного языка, учитель общественных дисциплин, ИЗО и черчения, музыки, мировой художественной культуры.
2. Предметы естественнонаучногоцикла: математики, химии, физики, биологии, анатомии, физиологии, географии, информатики.
3. Политехнического цикла: учитель трудового обучения, педагог профессионального учебного заведения.
4. Предметы психолого-педагогического цикла: практическая психология, социальный психолог.
5. Область физкультуры и спорта: учитель физвоспитания, тренер, инструктор.
6. Педагогики и методики дошкольного образования: воспитатель,  воспитатель со специализацией (ИЗО, музыка, экология и т.д. )
7. Педагогики и методики начального образования: учитель начальных классов,  воспитатель  группы продленного дня, в том числе со специализацией.
8. Предметы специальной педагогики  (дефектологии):
-педагог  по воспитанию и обучению глухонемых и глухих людей
-педагог  по воспитанию и обучению слепых и слабовидящих людей
-педагог  по воспитанию и обучению умственно отсталых детей
-педагог  по воспитанию и обучению детей с дефектами речи (логопед)

Родственные профессии:
Организатор воспитательной деятельности, учитель начальных классов, социальный педагог, преподаватель, методист, психолог, дефектолог. учитель труда, мастер, технолог на производстве, преподаватель профессионального учебного заведения, инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий. специалист по связям с общественностью. социолог, специалист в области реабилитации.

Формы оплаты труда:
Повременная оплата (оклад), согласно единой тарифной сетке, существует в государственных образовательных бюджетных учреждениях.
В частных школах, лицеях на договорной основе работа оплачивается согласно контракту, выплачиваются премиальные и бонусы.
Требования профессии к уровню образования:
Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи), а также высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии) , причем последнее предпочтительнее.)
Дополнительные возможности обучения:
Курсы профессиональной подготовки,  обучение на рабочем месте, заочное и дистанционное обучение, самостоятельная подготовка и экстернат.
Самостоятельная подготовка и экстернат
Требования профессии к уровню здоровья:
Нормальное, а также практически любое, включая рабочие группы инвалидности, за исключением абсолютных противопоказаний, перечисленных ниже.

Профессионально–важные качества профессии:

Ведущей задачей в профессии педагога является правильное понимание общественных целей и направление усилий других людей на достижение данных целей. Именно поэтому педагог должен всегда идти в ногу со временем, проявлять интерес к окружающим его событиям, чувствовать потребности и дух времени. В противном случае педагог не сможет подготовить своих учеников к окружающей их действительности, будет воспитывать их на устаревших идеалах, что никак не поможет личности в будущем достойно отвечать на вызовы и требования своего времени.
Профессия педагога является одной из самых сложных не только потому, что предполагает высокий уровень ответственности, но и в связи с тем, что требует двойной подготовки. С одной стороны, педагог должен уметь общаться, взаимодействовать с людьми, управлять ими и направлять их мысли, деятельность в нужное русло.
С другой же стороны, профессия педагога в обязательном порядке предполагает специализацию – наличие специальных знаний по тому или иному предмету, постоянное развитие и совершенствование полученных знаний и навыков, изучение новых сведений в выбранной области и т.д. Причем, оба направления имеют одинаково большое значение для успешной деятельности педагога и результативности обучения. Если, изучая немецкий онлайн, ученик осознает необходимость самостоятельной подготовки, то при наличии педагога ответственность за получение учеником знаний полностью перекладывается на него.
Также яркими особенностями педагогической работы являются такие, как коллективный характер работы, наличие творческих аспектов и гуманизм как основополагающее требование к методам и способам преподавания. Педагог должен уметь взаимодействовать с каждой личностью по отдельности и со всем коллективом одновременно, постоянно искать новые формы подачи материала, созвучные времени и более эффективные.
Кроме того, педагог должен любить людей, как ни парадоксально это звучит. Даже высококвалифицированный профессионал, владеющий большим объемом специальных знаний, никогда не сможет добиться успеха в качестве преподавателя, если не сможет завоевать авторитет у своих учеников.
А это невозможно без уважения, восхищения и любви к каждому человеку. Публика чувствует настроение педагога, и если он будет заходить в класс или аудиторию, ненавидя всех, кто там сидит, ему стоит выбрать другую профессию. Ввиду таких особенностей профессии, вполне справедливым считается требование психологов вводить обязательное тестирование и психологическую проверку и подготовку каждого, кто собирается связать свою жизнь с преподаванием.
Основные психические процессы (познавательные, сенсорные, умственные), которые должны быть развиты у человека данной профессии:
1. Способность к эмпатии, сенситивность (чувствительность) к интересам и потребностям воспитанников.
2. Умение придать личностную окраску преподаванию.
3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.
4. Умение управлять собой и детьми.
5. Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками.
6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.
8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.
9. Креативность.
10.Способность к рефлексии.

Критерии успешности учителя:

Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
Отношение к себе: Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.
Отношение к работе: Трудоспособен и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.
Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности. Эмоционально-импровизационный. Эмоционально-методичный. Рассуждающе-импровизационный. Рассуждающе-методичный.

Педагог, предпочитаемый детьми:
Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора.
Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность.
Деловые качества. Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.
Внешний вид. Хорошо одет. Приятный голос. Общая привлекательность.      
 
Учебные заведения, обучающие профессии:

Педагогическое училище, педагогический колледж, педагогические институт или университет.
В педагогические училище или колледж вы можете поступить уже после 9-го класса. Срок обучения в таких заведениях составляет около 3-4 лет. Зачисление проводится по результатам ГИА, хотя могут быть и вступительные экзамены: обычно математика и русский язык, а также экзамен по предмету выбранного профиля обучения. Обучение может иметь несколько форм: дневную, заочную и дистанционную.

Педагогические учреждения высшего образовательного уровня (институт или университет) вы можете поступить, закончив 11 классов средней школы. Зачисление в вуз производится по результатам ЕГЭ, некоторые отделения добавляют еще и собеседование. Срок обучения – 5-6 лет. Формы обучения также делятся на очную и заочную.
Для  Дальнего Востока это следующие учреждения:
Дальневосточный Государственный Гуманитарный  университет
Благовещенский педагогический университет
Уссурийский педагогический институт
Амурский гуманитарно-педагогический университет.

Дистанционное второе педагогическое образование получить в любом регионе нашей страны   возможно благодаря развитию всемирной глобальной сети Интернет.
Среднее педагогическое образование получают в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Хабаровский педагогический колледж».

 

Знаете о профессии больше? Напишите на mirprofessii@yandex.ru.

© 2016 Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр социальных технологий"